МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ

Оборот розничной торговли – выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт (электронных денег).

Он отражает фактическую выручку торговых организаций от продажи товаров населению, включая товары частично или полностью оплаченные органами социальной защиты.

Стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в оборот розничной торговли в полном объеме.

В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, отпущенных из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.), индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания.

Оборот розничной торговли формируется по данным: ежемесячного сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями; ежеквартальных выборочных обследований малых предприятий (кроме микропредприятий) и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках; годового выборочного обследования микропредприятий; выборочного обследования индивидуальных предпринимателей. Данные выборочных обследований распространяются на генеральную совокупность объектов наблюдения. Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли досчитывается на объемы сокрытой деятельности.

Оборот общественного питания – выручка от продажи собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки населению для потребления, главным образом, на месте, а также организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания различных контингентов населения.

В оборот общественного питания включается стоимость собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной обработки, проданных (отпущенных): работникам организаций с последующим удержанием из заработной платы; по абонементам, талонам и т. п. в объеме фактической стоимости питания; организациями общественного питания организациям социальной сферы (школам, больницам, санаториям, домам престарелых и т.п.) в объеме фактической стоимости питания; на дом по заказам населения; на рабочие места по заказам организаций и индивидуальных предпринимателей; транспортным предприятиям в пути следования сухопутного, воздушного, водного транспорта; для обслуживания приемов, банкетов и т.п.

Оборот общественного питания формируется по данным: ежемесячного сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями; ежеквартального выборочного обследования малых предприятий (кроме микропредприятий); годового выборочного обследования микропредприятий; выборочного обследования индивидуальных предпринимателей. Данные выборочных обследований распространяются на генеральную совокупность объектов наблюдения. Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот общественного питания досчитывается на объемы сокрытой деятельности.

Оборот оптовой торговли – выручка от реализации товаров, приобретенных ранее на стороне, в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи).

Оборот оптовой торговли формируется по данным: ежемесячного сплошного статистического наблюдения за крупными и средними организациями; ежемесячного и ежеквартального выборочных обследований малых предприятий (кроме микропредприятий); годового выборочного обследования микропредприятий; выборочного обследования индивидуальных предпринимателей. Данные выборочных обследований распространяются на генеральную совокупность объектов наблюдения. Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот оптовой торговли досчитывается на объемы сокрытой деятельности.

В таблицах приведен индекс физического объема – относительный показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы (количественного фактора оборота) в текущем периоде по сравнению с базисным. Индивидуальные индексы отражают изменение объема продажи одного товара, общий (сводный) индекс физического объема оборота характеризует совокупные изменения товарной массы. Этот индекс показывает, как изменился оборот в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

Услуги – это результат производственной деятельности, осуществляемой по заказу в соответствии со спросом потребителя с целью изменения состояния потребляющих единиц (либо физического или интеллектуального состояния самого потребителя, либо принадлежащих ему предметов) или содействия обмену продуктами или финансовыми активами.

Услуги не являются объектами, в отношении которых могут быть установлены права собственности. Они не могут предоставляться в отрыве от их производства и находиться в запасах у производителей.

Статистический показатель «Объем платных услуг населению» отражает объем потребления населением различных видов услуг, оказанных им за плату. Он представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нотариусами и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты) населению Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации.

Этот показатель формируется на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг.